Задачи
I Всеукраинского Турнира юных химиков
(1993/1994 учебный год)
1. «ИЗЛУЧЕНИЕ». При воздействии жёсткого гамма-излучения у живых существ происходят генные мутации. Как химически предотвратить последствия лучевого воздействия? Оцените время, в течение которого такое предотвращение возможно.
2. «СЕРОВОДОРОД». Известно, что значительную роль в экосистеме Чёрного моря играет сероводород. Определите минимальное изменение высоты сероводородного слоя, которое может привести к глобальным экологическим последствиям.
3. «НЕФТЬ». Большой урон окружающей среде наносят разливы нефти и нефтепродуктов. Как восстановить плодородие загрязнённой почвы?
4. «ВАГРАНКА». Предложите наиболее экономичный метод утилизации оксида углерода (II) в отходящих газах ваграночных печей.
5. «БЕНЗИН». Обоснуйте возможность и экономическую целесообразность получения бензина из нетрадиционного сырья.
6. «ПОЖАР». Как создать автоматическую систему пожаротушения для внутренних помещений морских судов без применения углекислоты и инертного газа?
7. «ДДТ». Обоснуйте возможные способы обезвреживания захоронений ДДТ.
8. «КИСЛОТА». Обоснуйте выбор способа производства серной кислоты с точки зрения наибольшей экономичности, максимальной безотходности и экологической чистоты.
9. «КОРАБЛЬ». Морские суда при длительной стоянке теряют свои скоростные свойства. Как предотвратить потерю ходовых характеристик корабля?
10. «КОСТЁР». У костра можно наблюдать периодические выбросы пламени синеватого цвета из горящей древесины. Определите закономерности и периодичность указанного явления.
11. «ВОДА». Вы после длительного перехода оказались на берегу солёного водоёма. Как с помощью подручных средств получить пресную воду в количестве, достаточном для приготовления пищи?
12. «ОЧИСТКА». Обоснуйте выбор способа очистки сточных вод гальванических производств. Предусмотрите пути регенерации и возможного использования продуктов очистки.
Составители задач: акад. Цыкало А.Л., доц. Пурич А.Н.,
доц. Стельмах И.Б., доц. Карпинчик В.А.