З А Д А Ч И
IX Всеукраинского турнира Юных Химиков

(2001/2002 учебный год)

1. «Последний герой». Разработайте способ создания огнестрельного оружия на необитаемом острове.
2. «Светлячок». Предложите химический аккумулятор световой энергии.
3. «Окисляемость». Некоторые вещества окисляются на воздухе даже при переливании их или их растворов из одного сосуда в другой. Предложите конструкцию устройства, позволяющего определить степень протекания реакции окисления вещества в падающей капле в зависимости от высоты падения и концентрации.
4. «Космическая лаборатория». Разработайте оборудование и методику проведения лабораторной работы «Введение в хроматографию» в условиях невесомости.
5. «Чистый воздух». Большинство известных на сегодняшний день пиротехнических составов ограниченно применяются в помещениях из-за того, что выделяют при горении большое количество дыма и токсичных газов. Создайте принципиально новые пиротехнические составы, дающие при горении цветные пламена, и пригодные для использования в помещениях.
6. «Азид натрия». Предложите экологически безопасный заменитель азида натрия в автомобильных подушках безопасности.
7. «Крезол». Разработайте малоотходную технологию производства о-крезола.
8. «Стирка». Придумайте способ бытовой стирки без использования воды.
9. «Жевательная резинка». Проведите сравнительный анализ эффективности восстановления кислотно-щелочного баланса различными видами жевательных резинок.
10. «Гололед». Поваренная соль, применяемая для очистки улиц от снега и льда, вредит дорожным покрытиям, разрушает кузова и двигатели автомобилей. Предложите химические пути решения данной проблемы, сопоставимые по себестоимости и эффективности с поваренной солью.
11. «Хиральность». Создайте алгоритм определения стереохимической конфигурации хиральных фуллеренов.
12. «Водород». Какой бы была современная органическая химия, если бы водород был двухвалентным?
13. «Катализатор». Оцените, как изменится себестоимость продуктов производства фенола кумольным методом, если исключить применение катализаторов на всех стадиях, в том числе и при получении используемых реагентов.
14. «Анилин». Объясните взаимосвязь «строение – агрегатное состояние» в ряду алкилзамещенных анилинов.
15. «Лиганд». Предложите структуру и пути создания лиганда, способного связывать радионуклиды, поглощая и/или преобразовывая энергию их радиоактивного распада и делая безопасным для человека присутствие их в окружающей среде.

Авторы: Григорович А.В., Желтвай А.И., Карпинчик В.А., Ляпунов А.Ю.