Задачи
IV Всеукраинского турнира юных химиков

(1996/1997 учебный год)

1. «Луна». Что нужно предпринять, чтобы производительность Лунного завода, выпускающего серную кислоту, была такой же, как и завода, расположенного на Земле?
2. «Клетка». Клеткам каких тканей организма человека требуется минимальное количество энергии для поддержания жизнедеятельности?
3. «Змей Горыныч». Опишите процессы, протекающие в организме, эквивалентном огнедышащему «Змею Горынычу».
4. «Бытовая свеча». Изготовьте свечу с максимальным КПД.
5. «Мяч». Спрогнозируйте динамику движения брезентового мяча радиусом 25 см, заполненного водой Мёртвого моря на 3/4 объёма в пресном водоёме.
6. «Машина времени». Как бы Вы организовали производство таблеток «Аспирин» во времена Юлия Цезаря?
7. «Пузырь». Какие процессы будут происходить при нагревании двух несмешивающихся жидкостей?
8. «Водоём». Как химически стабилизировать pH водоёмов для предотвращения развития патогенной микрофлоры?
9. «Капля». Предложите состав для получения «капли» максимального размера при нормальных условиях.
10. «Аккумулятор». Каким должен быть бытовой химический аккумулятор тепловой энергии?
11. «Рацемат». Оцените способность оптически активного вещества к самопроизвольному превращению в рацемическую смесь.
12. «Прут». Какого диаметра арматурный прут можно пережечь с помощью обычного коробка спичек?
13. «Бочка». Открытая стальная бочка диаметром 0,6 м заполнена наполовину концентрированной серной кислотой. Рассчитайте, после какого количества осадков уровень жидкости опустится на 30 см по сравнению с первоначальным.
14. «Шампиньон». Какое количество веществ должен переработать шампиньон, чтобы прорасти через асфальт толщиной 5 см?
15. «Бутылка шампанского». С какой максимальной скоростью может вылететь пробка из бутылки шампанского?
16. «Свеча». Многие свечи, перед тем как погаснуть, мерцают. Исследуйте и объясните это явление.
17. «Соляной осциллятор». Стаканчик с небольшим отверстием в дне, содержащий солёную воду, частично погружён в широкий сосуд с пресной водой. Объясните механизм наблюдаемого периодического процесса. Исследуйте зависимость его периода от различных параметров.
18. «Штормглас». В небольшой прозрачной склянке (15-20 мл) тщательно смешайте 2 г нитрата калия, 2 г хлорида аммония и 2,5 мл воды, после чего добавьте 9 мл камфорного спирта и герметично запечатайте склянку. Поставьте её недалеко от окна и в течение одного-двух месяцев понаблюдайте за поведением системы. Попробуйте объяснить причину наблюдаемых изменений.

Составители: Виноградов К.А., Демиховский И.И., Карпинчик В.А.,
Колебошин В.Я., Ляпунов А.Ю., Паевский А.С.,
Погорелов Д., Стельмах И.Б., Топоренко В.С.